интервью валы беловежской с антониной тер-степонянц

Чем и кому поможет шахматный наставник

— Расскажи как возник т.н. «Курс делового бойца»? Как появилось направление шахматного наставничества для взрослых?

 

— У меня был и есть замечательный ученик, назовём его Александр. Взрослый занятой бизнесмен, который постоянно в перелётах, в совещаниях и созвонах, но которому прям нравятся шахматы.
— Он уже не прям начинающим был? Умел играть, когда пришёл к тебе брать уроки?
 

— Умел, у него достаточно хорошее тактическое зрение, но нет теоретической базы. При этом Александр явно играя в шахматы отдыхает, получает удовольствие, ну и пользу тоже, подозреваю.

Мы пробовали состыковывать наши расписания, но какого-то графика регулярных занятий не получалось.

И Александр в какой-то момент забил, сказал, что всё, он будет просто играть, без репетитора. И где-то около года после того, как мы с ним позанимались немного он просто играл на lichess. Я иногда заглядывала, смотрела, как он играет. А он то в плюс, то в минус шёл. Топтался на месте. Одни и те же штуки делал за доской.
Если я видела что-то интересное в его партиях, то время от времени присылала комментарии по его игре, помогала, направляла. Но в целом сильно не дёргала.

И вот как-то он мне пишет: «Мне это надоело, я хочу учиться играть. Я готов каждый день выделять время на шахматы, немного, но постоянно. Мне надо понимать, куда я иду». Такой вот взрослый запрос от взрослого человека.

— Понимать, куда он идёт? В смысле, он хотел поднять рейтинг или …?
 
 
— Да, хотел поднять рейтинг, потому что рейтинг – это единственный показатель, по которому ты можешь понять, вырос у тебя уровень игры или нет.
— Рейтинг на Личессе как показатель? Офлайн-турниры не лучше?
 
 

— Турниры лучше. Но у человека такое расписание, что он явно не может выделить целую неделю на игру в шахматы, даже два дня не может… Человек для себя занимается, понимает, что проигрывает тем, у кого рейтинг выше на 300-400 пунктов, и не может понять в чём дело.

— А какой у него был рейтинг когда он топтался на месте?
 
 
 

— Когда мы начинали обучение его рейтинг был 1200-1300 пунктов.

— Так что Александр предложил?
 
 
 

— Он предложил, чтобы я ему записывала видеоуроки длительностью до 20 минут. Чтобы он каждый день получал какой-то контент, но это был бы контент, связанный с его партиями, их анализом плюс что-то познавательное.

— То есть это не универсальный курс, подходящий для всех желающих научиться лучше играть, а индивидуальное шахматное сопровождение для взрослых?
 

— Да, по сути наставничество. «Курсом делового бойца» мы с Александром наше взаимодействие назвали в шутку.

Ещё у нас была договоренность, что у него есть возможность два раза в неделю попасть ко мне на обычное часовое онлайн-занятие. Но только если его внезапное «окно» в расписании совпадёт с моим внезапным «окном».

— При этом ты ежедневно еще и анализировала сыгранные им партии?
 
 

— Обязательно просматривала. Находила ошибки, которые повторялись от партии к партии, с ними мы работали в первую очередь.

И когда какие-то дебюты попадались, особенно если мы их разбирали, я на этом делала акцент в видео: «Мы вот про это говорили, обратите внимание, вы ещё пока тут не запомнили, нам надо вот это ещё и вот это повторить».

Конечно, я и примеры различные приводила, но всё строилось от партий Александра, не как в школе, где есть чёткая программа по которой идут все. Совсем-совсем начинающим такой формат может не подойти, да, нужно чтобы человек хотя бы имел уже опыт игры всеми фигурами.

Отзывы родителей наших учеников. А учить детей сложнее чем взрослых, вы же понимаете
— Были какие-то проблемы в процессе такого обучения?
 
 

— Ситуацию портило то, что Александр время от времени играл в шахматы в аэропортах, на бегу. Когда он играл в спешке, я сразу это видела по партиям.

— Сливал рейтинг?
 
 
 

— Сливал, просто вот вообще. Не было должной концентрации — и всё, сразу зевки и т.д. Когда сконцентрированным играл, это тоже по игре сразу заметно.

— И чего он смог достичь в плане рейтинга?
 
 
 
 

— Мы поднялись до 1527.

— Это за несколько месяцев?
 
 
 
 

— Мы в мае начали, в сентябре уже был 1527. Если бы не было вот этих «аэропортных» сливаний, он был бы повыше, если честно.

— По ощущениям там сколько?
 
 
 
 
 

— Я вообще ставила планку с Александром до 1700 дойти. Примерно за полгода, при регулярных тренировках и решении задач.

— Он ещё задачки решал?
 
 

— С этим тоже были проблемы, к сожалению. По плану надо было хотя бы по 10 задачек в день решать на нашей школьной платформе, на NA-chess.

Взрослого занятого бизнесмена довольно сложно организовать от и до. Я понимаю зону своей ответственности.

Я ему готова была давать все свои возможные ресурсы. Возможность на лету состыковать расписание, возможности анализа, разбора и т.д. То есть с моей стороны была полномасштабная поддержка.

Даже бывало такое, что он только что сыграл партию, и пишет мне, что вот что-то там не получилось, и я могу, если у меня есть время, сразу зайти и быстро дать обратную по этой партии, чтобы это как-то у него закрепилось.

Но из-за того что систематически случались перелёты и сливы, выходило что вот ты делаешь шаг вперед и позже назад, вперед и опять назад, вперед и снова назад. Маятник.

Мы проработали вместе 5 месяцев, за первые три дошли до его тогдашнего максимума, после два месяца рейтинг стоял на месте.

Потом Александр сделал перерыв в нашем «Курсе делового бойца». На год, даже на шахматном сайте почти не появлялся. Сказал что большие проблемы в бизнесе были, что неудивительно, у многих в 2022 году жизнь резко поменялась…

Последние несколько месяцев он осмысленно, обдуманно играет на Личессе. Прям любо-дорого смотреть. И я смотрю) Он прям старается. Буквально за пару месяцев вернул себе 1500. И написал мне, что пора возвращаться к нашим тренировкам.

Почему нам доверяют клиенты

— Значит, в чем суть такого шахматного наставничества? Давай подытожим.
 

— Это онлайн-обучение для занятых взрослых людей, которые хотят научиться лучше играть в шахматы, поднять свой рейтинг.

  • Каждый день вы получаете качественный видеоматериал длительностью до 20 минут, касаемый ваших партий, именно вашего творчества, именно тех проблем, которые есть у вас в игре.
  • Дальше вы его смотрите, задаете уточняющие вопросы, если они появляются.
  • Два раза в неделю у вас всегда есть возможность либо нормально состыковать время часовых занятий с тренером, если у вас более-менее понятный график, либо попробовать состыковаться на лету, но тут никаких гарантий нет. Здесь можно получить какую-то обратную связь по наигранным партиям, проговорить, разобрать моменты.
  • Проверка всех решённых задач на нашей шахматной платформе. Они выставляются в зависимости от уровня учащегося.
  • Есть возможность обсудить только-только сыгранную партию, задать волнующие вопросы.
— Кому такое обучение может не подойти?
 
 

— Однозначно не подойдёт искателям волшебных таблеток. И тем кто надеется что я передам все свои знания как по Bluetooth, раз — и готова )) Я готова передать знания, но человек должен будет приложить усилия чтобы их усвоить и присвоить.

Если человеку просто хочется иметь высокий рейтинг на Личесс и ничего для этого не делать, то можно найти какого-нибудь гроссмейстера, он набьет рейтинг… Правда, мало заиметь рейтинг, нужно его суметь удержать…

Мне понравился этот опыт с «курсом». Каждый вечер я садилась и анализировала партии Александра, вспоминала качества человека, пыталась сообразить в каком состоянии он играл, на ходу или вдумчиво. Понимала, какие состояния в принципе есть у человека, как он в этих состояниях играет, какие у него сильные стороны прокачанны, именно человеческие.

—  Как психолог уже работаешь, получается?
 
 

— Да, психологическая картина поведения человека видна в игре. И уже от неё можно дальше пытаться строить обучение. Подбор дебютов был не с точки зрения того, что я, например, люблю играть, потому что я — абсолютно другой психотип.
А у Александра, ноборот, такая прям экспрессия игровая, энергия фонтанирующая.
Поэтому я старалась подбор дебютов сделать, где нужно агрессивно играть и т.д. Ему это заходило, и у него многие дебюты хорошо получались. Даже гамбиты мы пробовали.

В общем, прикольно, Александру зашло, от сотрудничества у меня остались лишь хорошие впечатления, и судя по тому, что человек хочет продолжать, у него тоже.

 
  • Сколько стоит месяц работы с шахматным наставником? 100 тысяч рублей в месяц (чуть больше 3 000 рублей в день).
  • Как начать обучаться? Для этого нужно просто написать о своем желании Антонине Борисовне в w/a 8 906 18 123 18.