интервью валы беловежской с антониной тер-степонянц

Кому нужна NA-chess

 — Расскажи, как тебе пришла идея сделать NA-chess (Newtons Apple chess), шахматную платформу для решения задач? Зачем она нужна если в книжных продаётся тьма шахматных задачников?

 

Я постоянно думала как сделать чтобы ребята дома таки решали задачи.
Организовать эту домашнюю работу крайне сложно, и занимаясь с детьми офлайн и когда работаешь с ними удаленно.
 
Часто это прямо целое событие для ребенка: взять задачник, открыть его, сесть с карандашом, начать решать, тут же что-то начинает не получаться… И ребёнок откладывает книгу.
На первоначальных этапах я выдавала ученикам книги, задачники, они решали в них. Если мы работали дистанционно, я отправляла задачники в pdf-формате или находила бумажные на Wildberries, Ozone, чтобы ребёнок получил книгу и решал.
Но родителям учеников было в итоге сложно организовать весь процесс: проследить, проконтролировать, потом надо было все это ещё сфотографировать и отправить тренеру.
 
Родители постоянно просили как-то всю эту процедуру упростить, порекомендовать какое-то приложение для решения задач.
— Как ученики школы приняли NA-chess? 
 
Первые месяцы детям сложно давалась перестройка мышления. Они, играя за противника, выбирали самый плохой ход, и у них все получалось )) И они обижались, когда тренеры задачку не принимали. Потом мы это все разбирали во время занятия, проговаривали, объясняли.
Детей возмущало, что противник будет, оказывается, играть с ними в полную силу ))
 
Сейчас большинство детей уже даже используют функцию вариантов, мы добавили ее на платформу.
 
Ребёнок может поразмышлять: «Ага, если я пойду так, он пойдёт так, а если он так пойдёт, я здесь вот это сделаю», то есть дети рассматривают разные варианты развития событий в партии.
— Насколько я знаю, шахматных онлайн-платформ где решают задачи достаточно много, зачем нужна ещё одна?
 
Да, они есть, но меня, как тренера, они не устраивали.
Когда ребята решали там задачи я обращала внимание, что даже самому смышленому ребёнку там неинтересно сидеть и прям прорабатывать всю позицию. Он смотрел, прикидывал примерно на интуиции какой ход правильный и делал первый ход, не думая втором. Дальше система ему либо говорила «да, ты прав», либо «ты не прав». И если он отказывался правым, то дальше он тем же методом тыка мог и до 3 хода дойти. Если он был не прав, то он как бы начинал заново. В общем и целом не было какого-то углубления в позицию.
 
Ещё одна ключевая проблема у таких онлайн-задач в том что дети не думают за противника. В процессе решения дети смотрят только за себя ходы, а дальше не их проблема, им отвечает компьютер. Из-за этого формируется тип мышления, когда я думаю за себя, а там повезёт — не повезёт, я не должен думать за противника, это не мои проблемы, это проблемы противника.
 
Просишь ребёнка на занятии подумать за противника, он не понимает зачем это надо, он уже привык ткнуть и всё. После на турнирах из-за такого неверно сформированного навыка проигрыши, слезы и вселенская скорбь.
 
Я опробовала много платформ, все они работают подобным образом, заточены на автоматизацию процесса игры.
 
Поэтому мне захотелось создать что-то такое, что давало бы тренеру обратную связь о том, как думает ребёнок, что-то, что тренировало бы ребёнка думать и за себя и за противника.
 
На платформе NA-chess дети думают.
Делают ход за себя, и потом они должны предположить как ходит их противник, и мы, тренеры, уже можем работать с их идеями.
— По-моему, круто, на других chess-платформах такого нет? Они на что заточены?

 

 
Они заточены на количество. Например, ты заходишь на платформу, там, допустим, 2000 задачек на мат в два хода.
 
Я не знаю, сколько ребёнок там должен потратить времени, но он будет тыкать-тыкать-тыкать, и наверное визуально что-то будет оставаться в его голове благодаря накопительному эффекту, но это крайне утомительно, согласитесь.
 
У меня была девочка, которая сделала 76 попыток при решении одной задачи! Там столько ходов в задаче и не было. То есть она сидела, по порядку тыкала, где-то пропускала правильный ход и начинала заново тыкать.
 
И всё это делается ради звёздочек, баллов и прочих ачивок, которые присуждаются ребенку на сайте за его «труды». Насколько всё это в итоге эффективно? Большой вопрос.
 
На NA-chess не так. Мне недавно самый лучший комплимент сделали.
 
Говорю на тренировке: «Сейчас мы идём решать на Яблочко». Ученик глаза закатил и мне на полном серьёзе заявляет: «У, там же думать надо!».
 
Да, основная концепция «яблочной» платформы в том что там реально надо думать, не тыкать. Тренировать своё мышление. Что тренируется, то развивается.
 
А баллы и рейтинги на NA-chess мы добавили, теперь ученики соревнуются в количестве правильно решённых задач. И получают реальные подарки от нашей школы.
— А чем именно шахматисту полезно умение играть за соперника?
 
Самые частые ошибки у начинающих это «зевки». Например, ребёнок зевает мат в один ход или двойной удар. В общем, делает ход и не видит, что может в ответ сделать противник или для чего он предыдущий ход сделал. Как раз вот эта штука и тренируется на NA-chess, тренируется внимание к игре противника и предположения за него сильных ходов.
 
Это важно, потому как, если ты играешь со слабым противником, он может тебя и пощадить, а если ты играешь с сильным противником, он точно найдёт тот ход, который тебе будет максимально неприятен. 
 
Умение это видеть поможет решить наверное 70% проблем, которые могут возникнуть в процессе игры.
— С какого этапа обучения шахматист должен начинать решать задачи?

 

Как впервые сделал мат и до скончания жизни ))
— И сколько задачек нужно решить чтобы стать хорошим шахматистом?
 
Сколько задач надо минимум решить чтобы был какой-то уровень насмотренности? В знаменитом стартовом учебнике  Полгар 5000 задачек. 
 
Я сама за первые полгода в шахматах в письменном ещё формате решила 1000 задач. Потом мне вручили сборник ещё на 2000 задач )) После были и другие сборники.
 
Наши ученики на NA-chess сейчас за месяц решают 200-300 задач. Кто больше, кто меньше, в зависимости от уровня сложности задач, мы выставляем сложность под конкретного ребенка.
 
Нужно давать такие задачи, которые ребёнку решить непросто, но с которыми он может справиться, тогда это будет приносить результат. Рост ребёнка как шахматиста.
 
  • Сколько стоит месяц работы на NA-chess? Во время обучения ребёнка у нас в школе — бесплатно. Для тех, кто взял паузу в обучении дольше чем на две недели — 5000 рублей. Это 20 задач с обратной связью/ день = max 600 задач/ месяц.

    Задачи проверяют тренеры школы, если случаются ошибки — мы пишем комментарии, помогающие ребенку понять как решить правильно, столько комментариев сколько нужно чтобы решение дошло, и следующие подобные задачи он уже решает верно. 

    Так же, так как мы не будем иметь возможности общаться на тренировке, раз в неделю мы будем записывать поясняющие видео по темам, которые подсветят неверно решённые задачи, ещё раз пройдемся по ним, чтобы ребенок понял наверняка.

  • Как происходит процесс подключения к платформе? Для этого нужно просто написать Антонине Борисовне в w/a 8 906 18 123 18.

  • Зачем подключаться к NA-chess сейчас? Чтобы не слить то, что мы уже до этого наработали с ребенком на тренировках. Чем дольше перерыв в занятиях, тем большим может быть откат. Вспомните обычную школу, куда дети приходят после летних каникул, там они чуть ли не весь сентябрь повторяют то, что проходили в том учебном году. Если вы не хотите терять столько времени на раскачку и повторы уже пройденного в шахматах — пишите )