Да, они есть, платформы, программы, но меня, как тренера, они не устраивали.
Когда ребята решали там задачи я обращала внимание, что даже самому смышленому ребёнку там неинтересно сидеть и прям прорабатывать всю позицию. Он смотрел, прикидывал примерно на интуиции какой ход правильный и делал первый ход, не думая втором. Дальше система ему либо говорила «да, ты прав», либо «ты не прав». И если он отказывался правым, то дальше он тем же методом тыка мог и до 3 хода дойти. Если он был не прав, то он как бы начинал заново. В общем и целом не было какого-то углубления в позицию.
Ещё одна ключевая проблема у таких онлайн-задач в том что дети не думают за противника. В процессе решения дети смотрят только за себя ходы, а дальше не их проблема, им отвечает компьютер. Из-за этого формируется тип мышления, когда я думаю за себя, а там повезёт — не повезёт, я не должен думать за противника, это не мои проблемы, это проблемы противника.
Просишь ребёнка на занятии подумать за противника, он не понимает зачем это надо, он уже привык ткнуть и всё. После на турнирах из-за такого неверно сформированного навыка проигрыши, слезы и вселенская скорбь.
Я опробовала много платформ, все они запрограммированы подобным образом, заточены на автоматизацию процесса игры.
Поэтому мне захотелось создать что-то такое, что давало бы тренеру обратную связь о том, как думает ребёнок, что-то, что тренировало бы ребёнка думать и за себя и за противника.
На платформе NA-chess дети думают. И не только дети 😉
Делают ход за себя, и потом они должны предположить как ходит их противник, и мы, тренеры, уже можем работать с их идеями. Вот еще один отзыв от взрослой ученицы, которая тоже занимается на На-чесс: